Цены и жалование в Российской империи часть 2 ― Редкие и уникальные Монеты Российской империи и СССР 1600-1994
   
(пусто)
 
Поиск
Каталог
QWW.com.ua - Каталог украинских сайтов

Блог / Новости RSS 2.0

Цены и жалование в Российской империи часть 2

Московский городской транспорт

Электрический трамвай

Стоимость проезда на первой линии московского электрического трамвая (Бутырская застава — Петровский парк) составляла 6 копеек (1899 год). Затем стоимость проезда была определена в 5 копеек за тарифный участок длиной 2 — 2.5 версты. Так, например, Долгоруковская линия включала два участка по 5 копеек — от Страстного монастыря до Бутырской заставы и от Бутырской заставы до Петровского парка. В 1908 году маршруты трамваев получили номера и стоимость проезда на каждом маршруте была определена в 5 копеек «за станцию» (маршрут). [8]

«Конка» и «паровичок»

Как было сказано выше, электрический трамвай появился в Москве только в 1899 году. До этого с 1872 года развивалась сеть конно-железных дорог (вплоть до 1906 года, все электрифицированы до 1912 года). Также в 1886-87 годах были открыты линия парового трамвая в Петровско-Разумовское (от Бутырской заставы по Бутырской улице и далее по лесам, полям и опытным лесным дачам до Петровской Сельскохозяйственной академии) и от Калужской Заставы до Воробьевых гор, последняя электрифицирована в 1912 году [8].

Проезд «станции» на конно-железно-дорожных линиях в 1909 году обходился в 3-5 копеек и 7 копеек при пользовании билетами с пересадками [2].

Проезд по уже единственной тогда в Москве линии парового трамвая в 1914 году обходился в 5 копеек от Бутырок до Соломенной сторожки и в 5 копеек от Соломенной сторожки до Петровской академии [4]. «Паровичок» был электрифицирован в 1922 году [8].

Извозчики

Фиксированной таксы для извозчиков не существовало, приходилось торговаться для каждой поездки отдельно. Считалось, что в среднем нормальный конец оценивается в 20-25 копеек [4], со станций железных дорог к центру города, обыкновенно, дороже — 50-70 копеек [2]. Отсутствие фиксированного тарифа порождало ряд анекдотических ситуаций, связанных с наймом провинциальными транзитными пассажирами извозчика с Ярославского на Николаевский вокзал за 50 коп. и т.п.

Автомобили

В 1914 году в Москве существовало «несколько предприятий, эксплуатирующих автомобиль, как средство передвижения публики. Такса у всех этих предприятий сходится. Нормально берут днём с троих пассажиров за каждую первую версту 40 к., а за каждую последующую 30 к.; при проезде большего числа пассажиров такса пропорционально увеличивается. Ночью надбавка к таксе приблизительно в размере около 20%» [4]. Нетрудно подсчитать, что стоимость проезда на такси на человека примерно в 5-7 раз превышала стоимость проезда на трамвае (5 копеек за маршрут в 2-2,5 версты — «станцию»).

Рис. 3. Рекламное объявление гостиницы с указанием цен за номера [4]

Железнодорожный транспорт

Провозная плата по железным дорогам определялась по расстоянию между точками отправления и прибытия и в зависимости от класса вагона. Примеры стоимости проезда по железной дороге в начале 20 века приведены в таблице 4 [4].

Таблица 5. Стоимость проезда по железной дороге по кратчайшему маршруту

Маршрут следования

Расстояние, вёрст

Провозная плата, руб., коп.

1 класс

2 класс

3 класс

Москва — Ярославль

262

8,55

5,13

3,42

Москва — Санкт-Петербург

604

16,00

9,60

6,40

Москва — Архангельск

1055

22,50

13,50

9,00

Пятигорск — Самара

1865

32,00

19,20

12,80

Москва — Омск

2680

41,00

24,60

16,40

Ташкент — Варшава

4284

63,50

38,10

21,60

Санкт-Петербург — Чита

6350

92,50

55,50

27,40

Батум — Владивосток

10472

151,50

90,90

39,20

Ярославский вокзал — Сергиев посад

60

-

1,35

0,90

Водный транспорт

Водный транспорт и по сегодняшний день имеет критическое значение для отдельных районов нашей страны. В период же до Первой мировой войны, ввиду практического отсутствия автомобильного и воздушного транспорта и гораздо меньшей развитости железных дорог, значимость водного транспорта была несомненной. Пароходы и паромы соединяли районы крупных городов и пригороды, населённые пункты, расположенные вдоль крупных рек и их притоков, а равно и морские порты друг с другом.

Таблица 6. Стоимость проезда на некоторых линиях пароходного сообщения [4]

Линия сообщения

Стоимость проезда, руб, коп.

1 класс

2 класс

3 класс

Дорогомиловский мост — Воробьёвы горы в Москве

По будням 10 коп., по праздникам — 15 коп.

С.-Петербург — Кронштадт (ежедневно)

-

0,65

0,35

С.-Петербург — Гельсингфорс (2 раза в день, за исключением воскресений и понедельников)

7,00 / 6,00

4,50

3,00

Архангельск — Кандалакша (ежедневно; через Соловецк, Кемь, Керети, Ковды)

6,00

4,00

2,00

Киев — Могилёв (ежедневно; через Речицу, Рогачёв, Ст. Быхов)

6,75

4,25

2,50

Н.-Новогород — Астрахань (еженедельно; через Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Казань, Тетюши, Симбирск, Ставрополь, Самару, Сызрань, Хвалынск, Балаково, Вольск, Саратов, Камышин, Дубовку, Царицын, Чёрный Яр, Енотаевск)

27,75

17,80

7,90

Сретенск — Николаевск (через Благовещенск, Хабаровск)

76,39

45,83

10,18

Одесса — Батум (5 раз в неделю; через Евпаторию, Севастополь, Ялту, Феодосию, Керчь, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Сухум, Поти)

-

19,00

7,00

Одесса — Александрия (еженедельно; через Константинополь, Дарданеллы, Смирну, Пирей)

98,00

67,50

18,00

Одесса — Владивосток* (через Константинополь, Порт-Саид и Суэц, Коломбо, Сингапур, Шанхай, Нагасаки)

-

500,00

120,00

* — Линия т.н. «Добровольного флота», организации двойного назначения, имевшей целью как развитие торгового мореплавания, так и создание резерва военного флота. Добровольный флот совершал, как правило, дальние рейсы. На офицерские должности принимались чины морского ведомства, состоявшие в запасе, а также, в порядке негласной практики, молодые офицеры флота. Последнее делалось с целью изучения офицерами лоции и возможных театров боевых действий в удалённых частях мирового океана.

Рис. 4. Пример того, что теперь называется рекламой В2В. Специализация компании Сименсъ за прошедшее столетие радикально не изменилась, а вот завод Генриха Ланца в Мангейме теперь принадлежит John Deere.

                                                                   автор статти Владимир Широкогоров

Литература, источники

  1. Бородкин Л.И., Валетов Т.Я. Измерение и моделирование динамики неравенства в оплате труда промышленных рабочих в России в начале ХХ в. 
  2. Всеобщий путеводитель по Москве. —М.: Издание А.Я. Петрова, 1909
  3. Записки по курсу кулинарной школы. —М.: Издательство Всесоюзного заочного политехнического института, 1989 (Факсимильное переиздание сборника, составленного в начале 20 века «Обществом распространения между образованными женщинами практических знаний») [3]
  4. Иллюстрированный путеводитель по Москве. —М.: Издание Б.Л. Добровольского, 1914 [4]
  5. Каганович Л.М. Памятные записки. —М.: Вагриус, 2003 [5]
  6. Месснер Е., Вакар С., Вербицкий Ф. и др. «Российские офицеры» в Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. / Сост.: Каменев А.И., Домнин И.В., Белов Ю.Т., Савинкин А.Е., ред. Савинкин А.Е. / — М.: Военный университет: Русский путь, 2000 — «Российский военный сборник», № 17 [6]
  7. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003 [7]
  8. Морозов, А., Чарыков, А. Московский трамвай | | Хронология. 1999-2005 [http://tram.ruz.net/history/hronologia.htm] [8]
  9. О`Генри. Неоконченный рассказ, в сборнике «Четыре миллиона», 1906 [9]
  10. Саран А.Ю. История почты Орловского края. [http://www.ufps.orel.ru/kniga/glava3/38.html] [10]
  11. Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи 1906 — 1917 гг.: Историко-правовой очерк. - М.: Книга и бизнес, 1998 [11]
  12. Стат. сведения о Царевококшайске 1903 г. [capital.mari-el.ru/3/6_1.htm] [12]
  13. Товарищ, календарь для учащихся на 1909-1910 уч. г. — СПб.: Издание Отто Кирхнер, 1909

Блог / Новости
02.02.2017 11:58:30
27.01.2016 22:46:43
26.01.2016 18:11:41
12.12.2015 19:23:15
29.11.2015 19:25:37
17.11.2015 21:23:20
28.10.2015 13:54:57
10.07.2015 19:23:37
11.06.2015 17:47:55
04.06.2015 14:05:42
30.05.2015 20:04:28
Подписаться на новости:
или RSS 2.0
Как долго Вы занимаетесь коллекционированием?
Голосование


© Редкие и уникальные Монеты Российской империи и СССР 1600-1994 .
Работает на основе WebAsyst Shop-Script