Московский городской транспорт
Электрический трамвай
Стоимость проезда на первой линии московского электрического трамвая (Бутырская застава — Петровский парк) составляла 6 копеек (1899 год). Затем стоимость проезда была определена в 5 копеек за тарифный участок длиной 2 — 2.5 версты. Так, например, Долгоруковская линия включала два участка по 5 копеек — от Страстного монастыря до Бутырской заставы и от Бутырской заставы до Петровского парка. В 1908 году маршруты трамваев получили номера и стоимость проезда на каждом маршруте была определена в 5 копеек «за станцию» (маршрут). [8]
«Конка» и «паровичок»
Как было сказано выше, электрический трамвай появился в Москве только в 1899 году. До этого с 1872 года развивалась сеть конно-железных дорог (вплоть до 1906 года, все электрифицированы до 1912 года). Также в 1886-87 годах были открыты линия парового трамвая в Петровско-Разумовское (от Бутырской заставы по Бутырской улице и далее по лесам, полям и опытным лесным дачам до Петровской Сельскохозяйственной академии) и от Калужской Заставы до Воробьевых гор, последняя электрифицирована в 1912 году [8].
Проезд «станции» на конно-железно-дорожных линиях в 1909 году обходился в 3-5 копеек и 7 копеек при пользовании билетами с пересадками [2].
Проезд по уже единственной тогда в Москве линии парового трамвая в 1914 году обходился в 5 копеек от Бутырок до Соломенной сторожки и в 5 копеек от Соломенной сторожки до Петровской академии [4]. «Паровичок» был электрифицирован в 1922 году [8].
Извозчики
Фиксированной таксы для извозчиков не существовало, приходилось торговаться для каждой поездки отдельно. Считалось, что в среднем нормальный конец оценивается в 20-25 копеек [4], со станций железных дорог к центру города, обыкновенно, дороже — 50-70 копеек [2]. Отсутствие фиксированного тарифа порождало ряд анекдотических ситуаций, связанных с наймом провинциальными транзитными пассажирами извозчика с Ярославского на Николаевский вокзал за 50 коп. и т.п.
Автомобили
В 1914 году в Москве существовало «несколько предприятий, эксплуатирующих автомобиль, как средство передвижения публики. Такса у всех этих предприятий сходится. Нормально берут днём с троих пассажиров за каждую первую версту 40 к., а за каждую последующую 30 к.; при проезде большего числа пассажиров такса пропорционально увеличивается. Ночью надбавка к таксе приблизительно в размере около 20%» [4]. Нетрудно подсчитать, что стоимость проезда на такси на человека примерно в 5-7 раз превышала стоимость проезда на трамвае (5 копеек за маршрут в 2-2,5 версты — «станцию»).
Рис. 3. Рекламное объявление гостиницы с указанием цен за номера [4]
Железнодорожный транспорт
Провозная плата по железным дорогам определялась по расстоянию между точками отправления и прибытия и в зависимости от класса вагона. Примеры стоимости проезда по железной дороге в начале 20 века приведены в таблице 4 [4].
Таблица 5. Стоимость проезда по железной дороге по кратчайшему маршруту
Маршрут следования |
Расстояние, вёрст |
Провозная плата, руб., коп. |
||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
||
Москва — Ярославль |
262 |
8,55 |
5,13 |
3,42 |
Москва — Санкт-Петербург |
604 |
16,00 |
9,60 |
6,40 |
Москва — Архангельск |
1055 |
22,50 |
13,50 |
9,00 |
Пятигорск — Самара |
1865 |
32,00 |
19,20 |
12,80 |
Москва — Омск |
2680 |
41,00 |
24,60 |
16,40 |
Ташкент — Варшава |
4284 |
63,50 |
38,10 |
21,60 |
Санкт-Петербург — Чита |
6350 |
92,50 |
55,50 |
27,40 |
Батум — Владивосток |
10472 |
151,50 |
90,90 |
39,20 |
Ярославский вокзал — Сергиев посад |
60 |
- |
1,35 |
0,90 |
Водный транспорт
Водный транспорт и по сегодняшний день имеет критическое значение для отдельных районов нашей страны. В период же до Первой мировой войны, ввиду практического отсутствия автомобильного и воздушного транспорта и гораздо меньшей развитости железных дорог, значимость водного транспорта была несомненной. Пароходы и паромы соединяли районы крупных городов и пригороды, населённые пункты, расположенные вдоль крупных рек и их притоков, а равно и морские порты друг с другом.
Таблица 6. Стоимость проезда на некоторых линиях пароходного сообщения [4]
Линия сообщения |
Стоимость проезда, руб, коп. |
||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
|
Дорогомиловский мост — Воробьёвы горы в Москве |
По будням 10 коп., по праздникам — 15 коп. |
||
С.-Петербург — Кронштадт (ежедневно) |
- |
0,65 |
0,35 |
С.-Петербург — Гельсингфорс (2 раза в день, за исключением воскресений и понедельников) |
7,00 / 6,00 |
4,50 |
3,00 |
Архангельск — Кандалакша (ежедневно; через Соловецк, Кемь, Керети, Ковды) |
6,00 |
4,00 |
2,00 |
Киев — Могилёв (ежедневно; через Речицу, Рогачёв, Ст. Быхов) |
6,75 |
4,25 |
2,50 |
Н.-Новогород — Астрахань (еженедельно; через Васильсурск, Козьмодемьянск, Чебоксары, Казань, Тетюши, Симбирск, Ставрополь, Самару, Сызрань, Хвалынск, Балаково, Вольск, Саратов, Камышин, Дубовку, Царицын, Чёрный Яр, Енотаевск) |
27,75 |
17,80 |
7,90 |
Сретенск — Николаевск (через Благовещенск, Хабаровск) |
76,39 |
45,83 |
10,18 |
Одесса — Батум (5 раз в неделю; через Евпаторию, Севастополь, Ялту, Феодосию, Керчь, Новороссийск, Туапсе, Сочи, Сухум, Поти) |
- |
19,00 |
7,00 |
Одесса — Александрия (еженедельно; через Константинополь, Дарданеллы, Смирну, Пирей) |
98,00 |
67,50 |
18,00 |
Одесса — Владивосток* (через Константинополь, Порт-Саид и Суэц, Коломбо, Сингапур, Шанхай, Нагасаки) |
- |
500,00 |
120,00 |
* — Линия т.н. «Добровольного флота», организации двойного назначения, имевшей целью как развитие торгового мореплавания, так и создание резерва военного флота. Добровольный флот совершал, как правило, дальние рейсы. На офицерские должности принимались чины морского ведомства, состоявшие в запасе, а также, в порядке негласной практики, молодые офицеры флота. Последнее делалось с целью изучения офицерами лоции и возможных театров боевых действий в удалённых частях мирового океана.
Рис. 4. Пример того, что теперь называется рекламой В2В. Специализация компании Сименсъ за прошедшее столетие радикально не изменилась, а вот завод Генриха Ланца в Мангейме теперь принадлежит John Deere.
автор статти Владимир Широкогоров
Литература, источники
- Бородкин Л.И., Валетов Т.Я. Измерение и моделирование динамики неравенства в оплате труда промышленных рабочих в России в начале ХХ в.
- Всеобщий путеводитель по Москве. —М.: Издание А.Я. Петрова, 1909
- Записки по курсу кулинарной школы. —М.: Издательство Всесоюзного заочного политехнического института, 1989 (Факсимильное переиздание сборника, составленного в начале 20 века «Обществом распространения между образованными женщинами практических знаний») [3]
- Иллюстрированный путеводитель по Москве. —М.: Издание Б.Л. Добровольского, 1914 [4]
- Каганович Л.М. Памятные записки. —М.: Вагриус, 2003 [5]
- Месснер Е., Вакар С., Вербицкий Ф. и др. «Российские офицеры» в Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания. / Сост.: Каменев А.И., Домнин И.В., Белов Ю.Т., Савинкин А.Е., ред. Савинкин А.Е. / — М.: Военный университет: Русский путь, 2000 — «Российский военный сборник», № 17 [6]
- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003 [7]
- Морозов, А., Чарыков, А. Московский трамвай | | Хронология. 1999-2005 [http://tram.ruz.net/history/hronologia.htm] [8]
- О`Генри. Неоконченный рассказ, в сборнике «Четыре миллиона», 1906 [9]
- Саран А.Ю. История почты Орловского края. [http://www.ufps.orel.ru/kniga/glava3/38.html] [10]
- Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи 1906 — 1917 гг.: Историко-правовой очерк. - М.: Книга и бизнес, 1998 [11]
- Стат. сведения о Царевококшайске 1903 г. [capital.mari-el.ru/3/6_1.htm] [12]
- Товарищ, календарь для учащихся на 1909-1910 уч. г. — СПб.: Издание Отто Кирхнер, 1909